В последнее время набирает популярность у населения приобретение различного рода плавсредств. Это стало возможным из-за доступности по цене и разнообразия выпускаемых моделей. Приобретая лодку, сразу встает вопрос ее транспортировки, так как, понятное дело, габариты последних варьируются от размеров и возможностей хозяина.
При выборе прицепов для перевозки лодок следует обратить внимание на следующее:
- наличие лебёдки;
- наличие полозьев;
- влаго- и водозащита (проводка, габариты).
Итак, рассмотрим вкратце сам процесс погрузки-выгрузки лодки. Сразу обращаем внимание, что при данных операциях чем ближе расположен прицеп к лодке, тем проще выполнить погрузку-разгрузку. При этом задняя часть прицепа, как правило, оказывается погруженной в воду.
Сам процесс происходит в следующей последовательности:
- фиксация подставок (козелков);
- фиксация ручного (стояночного) тормоза.
После подтягиваем лодку, убираем подставку (козелки) и подтягиваем лодку машиной до упора.
При разгрузке выполняем операции в обратной последовательности: загоняем прицеп в воду и отцепляем лодку. Важно установить боковую поддержку задней части на шасси как можно глубже, в свою очередь передняя часть должна обеспечить максимальную фиксацию плавсредства, при этом боковую поддержку устанавливаем на минимальном уровне.
Домкрат необходим для плавного опускания лодки. Необходимо следить за расстоянием между корпусом и грязезащитой, оно должно быть примерно равным с обеих сторон. Поднятие лодки боковыми опорами над килевым роликом недопустимо.
Итак, выбираем прицеп для нашей лодки: как сделать правильный выбор?
Перво-наперво учитываем габариты нашего судна — это ключ к безаварийной транспортировке и погрузочно-разгрузочным работам. Эти габариты указаны в паспорте либо в руководстве по эксплуатации. Соответственно, нарушая эти требования, мы рискуем повредить как сам прицеп, так и нашу лодку.
Учитывайте мощность и самого автомобиля, с помощью которого будет транспортироваться плавсредство. Следует в первую очередь изучить его характеристики, такие как: ограничение по весу, масса в снаряженном состоянии, габариты.
Прицепное устройство (фаркоп), понятное дело, должно соответствовать массе транспортируемого груза, а если автомобиль-тягач — внедорожник, то стоит приобрести прицеп с колёсами 13 дюймов. Это обеспечит лучшую проходимость, что связано в первую очередь с покрытием наших дорог, так как при маленьких диаметрах колёс при попадании в глубокую колею прицеп может начать «грести» по дороге.
Выделим два вида элементов, на которые помещают лодку: элементы для поддержания снизу (позволяют распределять водную технику по большей площади) и роликовые направляющие (влияют на процесс погрузки и разгрузки). Роликовые направляющие в свою очередь разделяют на резиновые и пневматические, которые надувают.
Пневматические ролики дают лучшую амортизацию, но их надо периодически проверять и поддерживать в них рабочее давление согласно паспорту. Бывает, что их можно встретить и у прицепов, где предусмотрены полозья. Расположены они на центральной балке рамы прицепа — для амортизации и поддержки киля.
Обычное количество полозьев — две штуки, но бывает и четыре. Они (полозья) служат для более полного охвата днища лодки, что дает возможность ещё лучше распределить нагрузку по поверхности и исключить повреждения днища при погрузке-разгрузке и транспортировке. Одним из плюсов для прицепа будет наличие регулировки положения лебёдки.
Если лебедку можно перемещать как вместе с кронштейном вдоль дышла, так и по самому кронштейну, то это позволит увеличить количество степеней свободы, что хорошо скажется при погрузке и разгрузке и максимально сохранит днище вашей лодки.
По типу подвески прицепов встречаются прицепы для моторной шлюпки (лодки) с резиновыми фиксаторами и рессорными пластинами (рессора). «Резиновая» подвеска встречается чаще, так как она проще и дешевле.
Подвеска прицепа на рессорах позволяет получить плавность хода при поездках по сложным дорожным условиям. Данный эффект реализуется за счет наличия амортизаторов, которые сглаживают колебания на ямах и ухабах.
Следует отметить и покрытие прицепов, такое как оцинкованное напыление (цинковое покрытие), оно бывает разным. Чаще встречается электролитическое, но есть и жидкое (простое нанесение) либо нанесенное методом порошковой окраски.
В случае если ваш прицеп не защищён слоем краски, то все, что вылетает из-под колёс, быстро уничтожает защитный слой — как следствие, коррозия последнего со всеми вытекающими последствиями и снижением срока службы. Иногда встречается еще один метод — это метод горячего цинкования.
Суть этого метода — окунание каркаса прицепа в ёмкость с раствором цинка, в итоге получается в десять раз более толстый слой, значительно более устойчивый к внешним воздействиям. По внешнему виду прицепы с таким видом цинкования имеют серый цвет, схожий с алюминиевым блеском, и не требуют какого-либо дополнительного окрашивания.
Эксплуатация любого лодочного прицепа требует соблюдения правил эксплуатации, что в свою очередь позволит эксплуатировать последний долго и без аварий.
Чтобы не закоротило электрическую цепь, ее следует отключать при контакте прицепа с водой. Следите за тем, как расположена ось прицепа и насколько погружены в воду сами подшипники ступиц, так как вода непременно будет стараться туда попасть.
При разгрузке не стоит сразу заводить прицеп в воду, так как возможно резкое остывание самих ступиц и подшипников после транспортировки. Это связано с тем, что они при торможении греются. Оптимально — выждать десять—пятнадцать минут, а уже после разгружать.
После погрузки рекомендуется просушить проводку и тормозную систему прицепа, поскольку при контакте с водой они станут влажными, возможен отказ систем и возникновение короткого замыкания цепей.
Как и сам автомобиль, прицеп признан транспортным средством со всеми вытекающими последствиями и требует регистрации в пятидневный срок в ГИБДД.
Оформляем страховку, проходим технический осмотр и получаем номерной знак. Все эти документы обязаны быть у владельца. Учитываем массу самого груза и автотранспорта, чтобы избежать штрафов и штрафстоянок.
Помните — скупой платит дважды! И как говорится в анекдоте, цитируем: «люблю скупых клиентов». Траты на описанные выше особенности — цинковое покрытие, полозья, подвеску — окупят себя сторицей, так как снизят негативное влияние среды эксплуатации и позволят увеличить срок эксплуатации на 20—30 %. Обратите внимание на материал крыльев, дна, бортов. Крылья предпочтительнее пластиковые, это связано с их дешевизной при замене и низкой деформацией.
Эти простые приемы и правильный подход к выбору прицепа сделают срок его эксплуатации гораздо более продолжительным, исключат повреждения самой лодки и неприятности с ГИБДД. Учитывайте тот факт, что габариты данного автопоезда гораздо больше, чем стандартные, и при выполнении маневров по обгону, парковке и просто транспортировке необходимо быть более внимательным.
Удачной вам рыбалки, и пусть взгляды восторженной публики сопровождают ваше путешествие на природу. Хорошего улова, рыбаки и просто туристы!